Strange things happen in the dark (c)
Просто я далека от культуры Ирландии, и любое столкновение с ней случается именно под таким девизом - я дивлюсь и действительно открываю для себя пресловутое "филь нойес унд интерессантес" : ))
Сперва - первоисточникитыц, тыщ и тыдыщ
Филид (ирл. fili - провидец) - в средневековой ирландской культуре поэты, хранители сакральной и исторической традиции; в сагах изображаются как провидцы, приобщенные к магическому знанию.
читать много текста про вышеобозначенный элемент ирландской культуры ; )
Вероятно, в римское время именно филиды были известны под именем "vates" - "пророки", которому родственны валлийское gwawd и ирландское faith (пророк), синонимы филида. Возможно, филиды существовали в Ирландии как особые профессиональные категории до принятия христианства, когда процветала деятельность друидов. Шотландский текст 17 в. (Letter to John Aubrey) называет филидов высшей из четырех степеней бардов.
Шотландский текст Letter to John Aubrey (XVII век) говорит о филидах как о высшей из четырех степеней бардов; бардам, в отличие от филидов, не требовалось слишком строго соблюдать традиции стихосложения, барды могли работать на филидов в качестве чтецов их стихов. Первыми филидами считаются или Амергин, сын Миля, пропевший первую песнь, или Фениус Фарсайд, основатель первой школы филидов.
Филиды имели организацию, устроенную по корпоративному принципу. Эта организация включала семь ступеней: ollam, ansruth, cli, cano, dos(s), mас fuirmid, focluc. Существовали и другие варианты этой иерархии: Кормак называет только шесть ступеней, в Crith gablach перечисляются семь ступеней, но возглавляет список не ollam, а eces.
Иерархичность организации филидов предопределяла закрепление определенных видов поэтических произведений за каждым рангом. Продвигаясь по ступенькам иерархической лестницы, филид должен был осваивать все более сложные поэтические произведения, вместе с тем возрастала и его роль в исполнении различных церемоний и ритуалов. Определенная иерархия в исполнении ритуальных гимнов отмечена и в индийской традиции.
Филиды получали образование в специальных школах, продолжавших, вероятно, в какой-то мере традицию школ друидов, о которых писал Цезарь. Обучение в такой школе длилось 12 лет. Учебный год длился с 1 ноября (Samain) по 1 мая (Beltene).
Сохранились сведения о том, как проходило обучение в таких школах. Утром учитель вводил учеников в низкое здание с наглухо закрытыми окнами. После объяснения нового правила учитель давал задание, которое проверял вечером. Все это время ученики должны были находиться в темноте. Никаких записей не допускалось. Указания на подобную процедуру, но не учения, а работы, есть в более ранних памятниках. Видимо, привычка сочинять в темноте становилась профессиональной условностью. Среди поэтов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallan от dall 'слепой'.
Древнейшие ирландские законы свидетельствуют о почти монопольном господстве филидов в сфере культуры. Согласно прологу к корпусу права "енхус Мор", до прихода Патрика в Ирландии публично могли выступать: историк с рассказами и повестями, поэт с восхвалениями и сатирами и брегон с максимами и прецедентами. Бардов жалуют как поэтов, но в, то же время, относятся к ним свысока. Социальный престиж ирландских бардов не идет ни в какое сравнение с престижем филидов. Сакрально-магический характер традиции филидов ставил непреодолимую грань между ней и традицией бардов. В оправдание того уважения, которое оказывалось филиду, считалось, что он должен быть сведущ во всем. Если он не знал чего-либо, то ему самому следовало принять меры.
К филидам предъявлялись высокие требования в отношении как поведения, так и профессионального ремесла. Известно поучение о 14 потоках мудрости (поэзии): 14 потоков мудрости таковы: скромность и невинность, "знание" (imbus forosnai) и заклинание, поэма (на которую имеет право только оллам) и суждение, "открывание истины" (teinm laeda) и большая ученость, чистота рук и брака, чистота уст и учения.
Филиды относились к привилегированному сословию - nemed. Они были освобождены от уплаты налогов и воинской обязанности. Филиды не были привязаны ни к какому племени, были вольны переходить от одного короля к другому, и никто в Ирландии не имел права отказать им в гостеприимстве. Стихотворения и поэмы, сочиненные на заказ, считались самым дорогим "товаром".
Личность поэта охранялась законом. Были предусмотрены, в частности, размеры материальной компенсации за оскорбление, нанесенное филиду.
Убийство филида считалось величайшим позором, и, кроме того, могло оказаться весьма опасным. Летопись Ольстера 1024 пересказывает, как Cuan hua Lothchain, главный поэт Ирландии, был убит в Tethba. Перед смертью он был способен заставить органы тела убийц гнить от одной его песни, у всех на глазах. Предполагаемая власть поэтов над смертью удостоверяется английскими источниками 16 века.
Отношения между филидами и королями строились в соответствии с обычаем обмена дарами. Дар со стороны филида - поэма (duan), за которую король платил по установленной таксе, duas.
Как носители сакрального знания, филиды регулировали жизнь общества в качестве советников и наставников при королях. Филид, главным образом, был обязан заботиться о здоровье короля, о его душевном равновесии и о его исторических и научных познаниях.
Филиды участвовали в обрядах посвящения короля и тем самым придавали королевской власти священный характер.
Своей покровительницей филиды считали Бригит - дочь Дагды, матерь искусств (и «художников», aes dána, считавшихся сведущими в тайнах ремесла или в духовных знаниях), она считалась матерью поэтов, кузнецов и целителей.
Особым жанром древнеирландской поэзии были магические заклинания, так называемые сатиры, направленные против людей. Диодор Сицилийский отмечает, что поэт волен хвалить и порицать. Сатира — это магическое изречение, произносимое друидом или, чаще, филидом против человека, преступившего то или иное правило своей общины.
1) Умение сочинять сатиры делало филидов одиозными фигурами для непосвященных. Так, по ирландским законам король не должен иметь физических изъянов. Сатира glam dicenn могла вызвать появление прыщей на лице короля, что предполагало немедленное отречение от престола, поскольку физически неполноценный монарх был не в состоянии обеспечить процветание своим подданным.
2) Филиды могли проникать в прошлое и предсказывать будущее с помощью процедур шаманистического толка: imbus forosnai, teinm laeda, dichetal di chennaib na tuathe.
3) Длуи фулла осуществлялся с помощью соломины, которую достаточно было бросить в лицо намеченной особе, чтобы та сделалась безумной.
4 )Бриамон сметрайге мог налагаться филидом , когда кто-либо противился его воле:
“Он (филид) может двумя пальцами потереть мочку уха человека, и тот, над кем проделано это действие, умирает. И это естественно: как ухо расположено у человека снаружи, так и человек, над которым произведено такое действие, оказывается вне человечества...” .
! Магический аспект деятельности филидов выражался в сочинении, а также хранении и передаче текстов, которые, будучи построены определенным образом, могли магически воздействовать на избранный объект.
Социальные изменение происходившие в Ирландии после английского завоевания, привели к тому, что старые монастыри были вытеснены монашескими орденами, в которых не нашлось места для филидов. На смену им пришли светские поэты — барды. Хотя патронами и филидов и бардов была светская знать, но и она претерпела значительные изменения в постнорманнский период, когда короли, утеряв сакральный ореол, были низведены до ранга аристократов-землевладельцев. Важной отличительной чертой филидов по сравнению с бардами было то, что все семь ступеней иерархии филидов человек мог пройти в течение всей жизни, став оламом, тогда как о таком прогрессе в иерархии бардов нет никаких сведений, а их статус зависел не от учености, но от социального ранга.
Сперва - первоисточникитыц, тыщ и тыдыщ
Филид (ирл. fili - провидец) - в средневековой ирландской культуре поэты, хранители сакральной и исторической традиции; в сагах изображаются как провидцы, приобщенные к магическому знанию.
читать много текста про вышеобозначенный элемент ирландской культуры ; )
1
Вероятно, в римское время именно филиды были известны под именем "vates" - "пророки", которому родственны валлийское gwawd и ирландское faith (пророк), синонимы филида. Возможно, филиды существовали в Ирландии как особые профессиональные категории до принятия христианства, когда процветала деятельность друидов. Шотландский текст 17 в. (Letter to John Aubrey) называет филидов высшей из четырех степеней бардов.
Шотландский текст Letter to John Aubrey (XVII век) говорит о филидах как о высшей из четырех степеней бардов; бардам, в отличие от филидов, не требовалось слишком строго соблюдать традиции стихосложения, барды могли работать на филидов в качестве чтецов их стихов. Первыми филидами считаются или Амергин, сын Миля, пропевший первую песнь, или Фениус Фарсайд, основатель первой школы филидов.
2
Филиды имели организацию, устроенную по корпоративному принципу. Эта организация включала семь ступеней: ollam, ansruth, cli, cano, dos(s), mас fuirmid, focluc. Существовали и другие варианты этой иерархии: Кормак называет только шесть ступеней, в Crith gablach перечисляются семь ступеней, но возглавляет список не ollam, а eces.
Иерархичность организации филидов предопределяла закрепление определенных видов поэтических произведений за каждым рангом. Продвигаясь по ступенькам иерархической лестницы, филид должен был осваивать все более сложные поэтические произведения, вместе с тем возрастала и его роль в исполнении различных церемоний и ритуалов. Определенная иерархия в исполнении ритуальных гимнов отмечена и в индийской традиции.
Филиды получали образование в специальных школах, продолжавших, вероятно, в какой-то мере традицию школ друидов, о которых писал Цезарь. Обучение в такой школе длилось 12 лет. Учебный год длился с 1 ноября (Samain) по 1 мая (Beltene).
Сохранились сведения о том, как проходило обучение в таких школах. Утром учитель вводил учеников в низкое здание с наглухо закрытыми окнами. После объяснения нового правила учитель давал задание, которое проверял вечером. Все это время ученики должны были находиться в темноте. Никаких записей не допускалось. Указания на подобную процедуру, но не учения, а работы, есть в более ранних памятниках. Видимо, привычка сочинять в темноте становилась профессиональной условностью. Среди поэтов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallan от dall 'слепой'.
3
Древнейшие ирландские законы свидетельствуют о почти монопольном господстве филидов в сфере культуры. Согласно прологу к корпусу права "енхус Мор", до прихода Патрика в Ирландии публично могли выступать: историк с рассказами и повестями, поэт с восхвалениями и сатирами и брегон с максимами и прецедентами. Бардов жалуют как поэтов, но в, то же время, относятся к ним свысока. Социальный престиж ирландских бардов не идет ни в какое сравнение с престижем филидов. Сакрально-магический характер традиции филидов ставил непреодолимую грань между ней и традицией бардов. В оправдание того уважения, которое оказывалось филиду, считалось, что он должен быть сведущ во всем. Если он не знал чего-либо, то ему самому следовало принять меры.
К филидам предъявлялись высокие требования в отношении как поведения, так и профессионального ремесла. Известно поучение о 14 потоках мудрости (поэзии): 14 потоков мудрости таковы: скромность и невинность, "знание" (imbus forosnai) и заклинание, поэма (на которую имеет право только оллам) и суждение, "открывание истины" (teinm laeda) и большая ученость, чистота рук и брака, чистота уст и учения.
Филиды относились к привилегированному сословию - nemed. Они были освобождены от уплаты налогов и воинской обязанности. Филиды не были привязаны ни к какому племени, были вольны переходить от одного короля к другому, и никто в Ирландии не имел права отказать им в гостеприимстве. Стихотворения и поэмы, сочиненные на заказ, считались самым дорогим "товаром".
Личность поэта охранялась законом. Были предусмотрены, в частности, размеры материальной компенсации за оскорбление, нанесенное филиду.
Убийство филида считалось величайшим позором, и, кроме того, могло оказаться весьма опасным. Летопись Ольстера 1024 пересказывает, как Cuan hua Lothchain, главный поэт Ирландии, был убит в Tethba. Перед смертью он был способен заставить органы тела убийц гнить от одной его песни, у всех на глазах. Предполагаемая власть поэтов над смертью удостоверяется английскими источниками 16 века.
Отношения между филидами и королями строились в соответствии с обычаем обмена дарами. Дар со стороны филида - поэма (duan), за которую король платил по установленной таксе, duas.
Как носители сакрального знания, филиды регулировали жизнь общества в качестве советников и наставников при королях. Филид, главным образом, был обязан заботиться о здоровье короля, о его душевном равновесии и о его исторических и научных познаниях.
Филиды участвовали в обрядах посвящения короля и тем самым придавали королевской власти священный характер.
Своей покровительницей филиды считали Бригит - дочь Дагды, матерь искусств (и «художников», aes dána, считавшихся сведущими в тайнах ремесла или в духовных знаниях), она считалась матерью поэтов, кузнецов и целителей.
4
Особым жанром древнеирландской поэзии были магические заклинания, так называемые сатиры, направленные против людей. Диодор Сицилийский отмечает, что поэт волен хвалить и порицать. Сатира — это магическое изречение, произносимое друидом или, чаще, филидом против человека, преступившего то или иное правило своей общины.
1) Умение сочинять сатиры делало филидов одиозными фигурами для непосвященных. Так, по ирландским законам король не должен иметь физических изъянов. Сатира glam dicenn могла вызвать появление прыщей на лице короля, что предполагало немедленное отречение от престола, поскольку физически неполноценный монарх был не в состоянии обеспечить процветание своим подданным.
2) Филиды могли проникать в прошлое и предсказывать будущее с помощью процедур шаманистического толка: imbus forosnai, teinm laeda, dichetal di chennaib na tuathe.
3) Длуи фулла осуществлялся с помощью соломины, которую достаточно было бросить в лицо намеченной особе, чтобы та сделалась безумной.
4 )Бриамон сметрайге мог налагаться филидом , когда кто-либо противился его воле:
“Он (филид) может двумя пальцами потереть мочку уха человека, и тот, над кем проделано это действие, умирает. И это естественно: как ухо расположено у человека снаружи, так и человек, над которым произведено такое действие, оказывается вне человечества...” .
! Магический аспект деятельности филидов выражался в сочинении, а также хранении и передаче текстов, которые, будучи построены определенным образом, могли магически воздействовать на избранный объект.
5
Социальные изменение происходившие в Ирландии после английского завоевания, привели к тому, что старые монастыри были вытеснены монашескими орденами, в которых не нашлось места для филидов. На смену им пришли светские поэты — барды. Хотя патронами и филидов и бардов была светская знать, но и она претерпела значительные изменения в постнорманнский период, когда короли, утеряв сакральный ореол, были низведены до ранга аристократов-землевладельцев. Важной отличительной чертой филидов по сравнению с бардами было то, что все семь ступеней иерархии филидов человек мог пройти в течение всей жизни, став оламом, тогда как о таком прогрессе в иерархии бардов нет никаких сведений, а их статус зависел не от учености, но от социального ранга.
@темы: Мифология, Интересности, История